ВНИМАНИЕ!
Сайт переезжает!
Обновлённая версия сайта начинает работать
по новому адресу:
|
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков. Это, в первую очередь, использование управляемых факторов, не требующих дополнительных финансовых затрат:
• использование эффективных методов обучения;
• реальная разгрузка содержания общего образования;
• повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
• улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
• рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников в каждом образовательном учреждении формируется в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения, выявленных в ходе анализа этой деятельности по 10 основным параметрам:
1. Материально-технические условия:
• соответствие здания и оборудования требованиям, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т. д.;
• требования к освещенности классных помещений;
• организация занятий (в одну/две смены);
• спортивный зал (спортивный инвентарь), спортивная площадка;
• школьная столовая;
• соответствие школьного здания и школьной территории требованиям техники безопасности.
2. Кадровое обеспечение:
Врач, медсестра, психолог, логопед, стоматолог.
3. Медицинское обслуживание:
• медицинский кабинет;
• стоматологический кабинет;
• профилактические осмотры;
• картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению;
• профилактика острых заболеваний;
• профилактика близорукости;
• коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;
4. Двигательная активность и физическое развитие детей:
• динамические паузы;
• спортивные секции (охват учащихся);
• занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям;
• массовые физкультурно-спортивные мероприятия.
5. Организация питания:
• приготовление горячей пищи;
• буфетная продукция;
• сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно свежие овощи и др.).
6. Учебные нагрузки:
• расписание;
• продолжительность уроков;
• продолжительность перемен;
• продолжительность учебной недели;
• дозировка домашних заданий.
7. Обучение здоровому образу жизни:
Беседы, факультативы для девочек, мальчиков по вопросам гигиены, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным проблемам.
8. Превентивные меры:
• запрет употребления спиртных напитков и курения;
• запрет употребления и распространения наркотических веществ;
• контроль пропусков уроков;
• наличие учащихся, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних;
• профилактика травматизма;
• профилактика ДТП.
9. Педагогический коллектив:
• профилактические осмотры (1 раз в год);
• участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях.
10. Взаимоотношения с родителями:
• беседы, родительские собрания, направленные на содействие укреплению здоровья;
• участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях;
• индивидуальная работа.
Приоритетными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
Учебно-воспитательная работа:
• соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;
• организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;
• составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;
• строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам;
• создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;
• контроль за правильным использованием технических средств обучения:
• организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
• организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп.
Диагностическая работа:
• осуществление медико-педагогического мониторинга учащихся (плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений);
• выяснение роли природно-климатических, биологических (наследственных) и социально-экономических условий и факторов в процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;
• создание "паспорта здоровья" учащегося с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности;
• осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
• проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;
• анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.
Профилактическая и коррекционная работа:
• формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;
• мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация);
• контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;
• контроль за состоянием рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;
• контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы;
• оснащение необходимым сантехническим оборудованием туалетов, учитывая разность возрастного контингента учащихся;
• оснащение медицинского и стоматологического кабинетов оборудованием, лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами;
• контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов),
Опытно-экспериментальная и научно-методическая работа:
• повышение грамотности учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
• скорейшее внедрение результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику образовательного процесса ;
• научное исследование уже имеющихся авторских учебных программ и пособий с целью внедрения оптимальных для школы программ в образовательный процесс;
• контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;
• разработка новых авторских программ, методик и методов для учащихся младших, средних и старших классов; экспериментальное внедрение и анализ полученных результатов;
• проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся;
Информационно-просветительская работа:
• использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (выступления по школьному радио, публикации в газете, организация лекций, семинаров, проведение «Дней здоровья»);
• использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);
• осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.