ВНИМАНИЕ!
Сайт переезжает!
Обновлённая версия сайта начинает работать
по новому адресу:
|
Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
В управлении школой, как и любой другой организацией, есть множество вопросов и задач. Некоторые из них - как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства и др., носят стратегический характер, то есть являются принципиально важными для выживания и успеха школы, другие вопросы не столь судьбоносны, но требуют квалифицированного оперативного вмешательства управляющих и предполагают профессиональный характер их действий.
Коллегиальный орган управления, действующий взаимодополняющем образом с администрацией – вещь обычная, например, в бизнесе. Во всем мире к принятию решений, принципиально важных для судьбы организации, ее выживания и процветания - то есть стратегических решений – привлекаются прежде всего главные владельцы, «акционеры», «участники», заинтересованные группы, а для эффективного выполнения принятых решений и оперативного руководства нанимаются профессионалы-менеджеры.
Кто же применительно к школе может рассматриваться в качестве таких «главных акционеров», участников, заинтересованных сторон?
Во-первых, родители учащихся и сами старшеклассники, ведь они больше всех и самым кровным образом заинтересованы в высоком качестве образования, благополучии школы и комфорте школьной среды.
Во-вторых, представители государства и образовательного ведомства (в лице учредителей школы), ведь образование - общественное благо, оно финансируется через бюджеты всеми налогоплательщиками, его услуги предоставляются всем, и его результаты важны для всего государства и общества в целом.
В-третьих, представители школьного менеджмента и педагогического коллектива школы, без учета мнений которых трудно предложить и реализовать эффективную стратегию жизнедеятельности школы.
В-четвертых, представители местного сообщества, активные граждане, люди, занимающиеся бизнесом и выступающие в роли работодателей для выпускников школы, деятели культуры.
Все перечисленные группы должны быть приглашены для совместной выработки конкретной школьной стратегии и обязательно «услышаны». Именно поэтому предлагается включать их представителей в Управляющий совет школы как орган стратегического управления.
Управляющий совет - не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы и постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения. Поэтому только тесное сотрудничество администрации школы и Управляющего совета поможет реализовать все стратегические планы, поставленные школой.
Работа по Программе «Доверие» подтверждает ее интегративный характер, т.к. она объединяет усилия всех субъектов партнерства. Разнообразие и изменение форм взаимодействия с родителями объясняется более полным удовлетворением запросов родителей, организацией их досуга, повышением педагогической культуры.
На основе Программы «Доверие» совершенствуется педагогическая культура родителей и общественности, профессиональная компетентность педагогов, повышается мотивация и интерес к приобретению новых знаний детьми и родителями, формируется положительное отношение родителей к школе, устойчивая потребность в организации семейного досуга на базе школы.
Школа является методическим и организационным педагогическим центром в работе с различным типами общественных организаций и учреждений. Работа по Программе «Доверие» позволит привлечь к реализации ее задач местную администрацию, СМИ; помочь педагогам в определении содержания деятельности с родителями, усилив его социальную направленность; создать фундамент (структурную основу) для координации деятельности всех субъектов социума, заинтересованных в проблемах сокращения пространства аддиктивного поведения, безнадзорности детей и подростков. Данная Программа содержит концептуальные и нормативно-правовые основы взаимодействия школы и общественности, а также контроля за соблюдением прав ребёнка в МОУ СОШ №1 станицы Динской.
II. Нормативная база для разработки
Программы «Доверие»
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3. Законы РФ и ЧР «Об образовании».
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
6. Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей". Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16.
7. Программа развития Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 станицы Динской Динского района Краснодарского края.
III. Обзор ситуации в социуме.
МОУ СОШ № 1 – одно из старейших учебных заведений Динского района. В сентябре 2001 года школа отметила свой 100-летний юбилей. В настоящее время образовательное учреждение располагается в типовом трехэтажном здании, построенном в 1965 году, и трехэтажной пристройке к нему, построенной в 1994 году. В школе имеются 54 учебных кабинета, 3 спортивных зала, спортивная площадка, тренажёрный зал, 2 компьютерных класса, мастерская технического труда, 2 кабинета обслуживающего труда, медицинский кабинет, столовая на 250 посадочных мест, мультимедийный кабинет, библиотека с читальным залом.
В микрорайоне школы нет культурно-зрелищных учреждений, но имеются 3 продуктовых магазина, торгующих вино - водочными изделиями и сигаретами, продуктами, мясо-колбасными изделиями. 2 парикмахерских, аптека, 1 магазин промышленных товаров, 1 компьютерный клуб, На территории микрорайона есть многоэтажные дома, общежитие, детский сад. Школа расположена в непосредственной близости к консервному заводу «Динской». На базе школы работает филиал районной библиотеки.
Здание школы расположено на окраине микрорайона, у дороги. В школе имеется теплица, требующая капитального ремонта, и учебно-опытный участок площадью 0,5 га. Школа имеет ограждение по периметру пришкольной территории.
IV. Обзор ситуации в школе
Школа расположена в типовом здании. Обучение проводится в одну смену, по кабинетной системе. Режим работы школы – шестидневная учебная неделя. Большинство семей учащихся проживают в частном секторе микрорайона. Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона, есть учащиеся из посёлка Агроном, села Первореченское, других микрорайонов станицы Динской. Основными причинами переходов учащихся в другие школы являются перемена места жительства, отдалённость школы от центра станицы, где работает большинство родителей и разделение микрорайона железной дорогой на две части, одна из которых находится ближе к МОУСОШ №3.
В школе имеется опыт эффективного сотрудничества с родителями. Активно работают родительский комитет, Попечительский совет, создан Управляющий совет
Формы работы с родителями и общественностью
V. Цели Программы
• Формирование эффективной системы взаимодействия общественности, родителей, учащихся с педагогами и администрацией ОУ для создания благоприятной среды развития нравственной, гармоничной, физически здоровой личности ребенка, способной к творчеству и самоактуализации,
• развитие государственно-общественного управления в школе,
• улучшение материально-технической базы.
VI. Основные задачи Программы
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов Управляющего совета.
2. Усиление роли общественных управляющих в работе с семьей и школой.
3. Совершенствование деятельности общественной приемной на основе родительской и общественной инициативы.
4. Оптимизация деятельности родительской коллегии в школе начальной ступени.
5. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители, администрация – представители общественности
6. Формирование здорового образа жизни в семьях.
7. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
8. Совершенствование форм взаимодействия школы и общественности.
9. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
VII. Сроки реализации Программы
Февраль 2007-август 2009 годы
VIII. Этапы реализации Программы
Февраль - август 2007 года
1. Подготовка к выборам и выборы в УС.
2. Планирование совместной работы.
3. Обучение общественных управляющих
Сентябрь 2007 г. – июль 2009 года
1. Реализация Программы совместной работы администрации и УС «Доверие»
Август 2009 года
1. Итоги, оценка результатов.
2. Определение плюсов и минусов в совместной работе УС и администрации школы
3. Проектирование дальнейшей деятельности с учётом выявленных недостатков в работе УС.
IX. Ожидаемые результаты
1. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, общественности в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Усиление роли общественных управляющих в привлечении родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие этнопедагогики и национальных духовных традиций
3. Активизация деятельности общественной приемной.
4. Участие общественных управляющих к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
5. Улучшение материально-технической базы школы.
6. Внедрение и распространение апробированных технологий по взаимодействию Управляющего совета и администрации школы.
X. Мониторинг
Аналитическое сопровождение реализации Программы «Доверие» планируется осуществить через разработку и апробацию модели мониторинга по следующим направлениям:
XI. Механизм оценки результатов включает
следующие критерии:
• уровень вовлеченности в реализацию программы учителей, родителей, учащихся, администрации школы и представителей общественности
• положительные отзывы партнеров и участников Программы
• новые формы сотрудничества школы, семьи и общественности
XII. Управление реализацией Программы.
Управление исполнением Программы – это определение и применение необходимых управляющих воздействий с целью успешной ее реализации. Так как исполнение Программы происходит в соответствии с намеченным планом, то управление фактически сводится к исполнению – доведению до участников Программы плановых заданий и контролю их реализации.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют в соответствии с этапами:
• Управляющий Совет МОУ СОШ №1 станицы Динской
• Администрация МОУ СОШ №1 станицы Динской
• Экспертно-аналитический Совет школы
• Управлением образования муниципального образования Динской район.
Корректировка Программы осуществляется Управляющим Советом школы, педагогическим советом и администрацией по инициативе участников образовательного процесса.
XШ. Угрозы и риски.
• Недопонимание общественностью актуальности проблем, решаемых Программой «Доверие»;
• Недостаточная активность общественных управляющих;
• Недоверие между администрацией и членами УС;
• Занятость членов УС, в сложной социальной ситуацией настоящего времени, и вследствие этого, уклонение от активной школьной жизни
XIV. Ресурсы.
К определяющим ресурсам, снижающим угрозы и риски, относятся:
• кадровые (специальные знания, профессиональная компетентность, высокая мотивация к деятельности педагогического коллектива),
• организационные (имеющийся опыт работы российских школ, налаженные партнерские связи с органами образования, предприятиями, общественными организациями),
• инновационные (активно используемые в образовательном процессе и управлении ОУ интерактивные методы обучения, здоровьесберегающие технологии, проектный метод в воспитательном и образовательном процессе процессе).
В процессе реализации Программы возможна корректировка и реорганизация ресурсного обеспечения.
XV. Потенциалы развития и долгосрочный эффект
1. Рост уровня педагогической и внутришкольной культуры участников Программы, их гражданской позиции.
2. Создание безопасной школьной и околошкольной среды, снижение темпов роста детской преступности в районе и городе.
3. Вовлечение родительской общественности в различные формы общественно-государственного управления.
XVI. План мероприятий по реализации Программы