Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!

 

Сайт переезжает!

 

Обновлённая версия сайта начинает работать

 

по новому адресу:

 

https://sosh1.uodinskoi.ru/

 

 

 

 

 

Карсаков С.А.
МОУ СОШ№1 станицы Динской Краснодарского края

При большом количестве современных цифровых технологий и множестве форм проверки знаний учащихся есть эффективные способы проверки знаний по физике. Одним из удачных можно считать сочетание: «физический диктант – компьютерная презентация». В современной школе, где основной акцент делается на тестирование, физический диктант является важным звеном в контроле.

Эта форма письменной проверки знаний получила в настоящее время широкое распространение в школах. Ученикам предлагается перечень вопросов, на которые они сразу же должны дать ответы. Это позволяет учителю организовать оперативный контроль знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования. А современные технические средства дают возможность быстро провести подготовку и проведение самого диктанта. Такой контроль дает возможность опросить большое количество учащихся за короткое время, уплотнить урок.

С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащиhttp://www.mousosh-1.ru/administrator/index.php?option=com_content&sectionid=-1&task=edit&cid[]=82хся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

А систематическое проведение этой формы опроса дисциплинирует учеников и подготавливает к следующей ступени – полноценному тестированию и подготовке к ЕГЭ.

При небольших затратах учебного времени на уроках, диктанты помогают учителю получить информацию об уровне знаний учащихся всего класса, а именно:
• умение описывать ход физических явлений;
• знание названий приборов, области применения;
• знание буквенных обозначений физических величин;
• знание условных обозначений; умение изображать их на чертежах;
• знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи;
• знание и понимание физических величин;
• знание единиц физических величин, их определений.

На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и умений учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может планировать последующие занятия.
Учитывая степень подготовки учащихся им можно предложить разноуровневые задания.  Хорошо подготовленным учащимся могут быть поставлены отдельные, более сложные вопросы, слабоуспевающим — вопросы, направленные на выяснение пробелов в их знаниях.

Методика проведения физического диктанта включает:
подготовку учителя;
проведение диктанта;
проверку работ;
анализ результатов;
ликвидацию пробелов.

Организация учебного процесса на уроках физики, средствами мультимедиа значительно упрощается, но требует подготовки. Подготовка  включает предварительный анализ, постановку задачи, планирование и монтаж презентации.
Мультимедийные задания выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы Microsoft Office, стать разработчиком наглядного продукта преподавания физики.

Возможности Power Point не ограничиваются только сменой картинок, это приложение позволяет работать с текстом, звукозаписью, анимацией, воспроизводить видеофрагменты, создавать и настраивать гиперссылки. Все это можно успешно использовать при создании презентации для физического диктанта.
Современный арсенал информационно – коммуникационных технологий дает возможность использовать большинство коммуникационных каналов восприятия учащихся. И что важно, визуализировать задания с помощью компьютера и интерактивной доски.

Немаловажное значение имеет и  использование на уроке звука. Звук может играть роль:
• шумового эффекта;
• звуковой иллюстрации;
• звукового сопровождения.

В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности.
В зависимости от цели и задачи они могут быть проведены на различных этапах урока: в начале его, в середине, или в конце.
Учитывая, техническую оснащенность кабинета можно использовать разные способы учета знаний. Это могут быть просто листки бумаги или автоматизированный контроль.

Проверку и анализ диктанта желательно проводить как можно быстрее. Если есть возможность, то сразу на уроке, используя различные способы (самоконтроль, взаимоконтроль, автоматизированный контроль). Подводя итоги можно дать возможность учащимся самим выявить пробелы в знаниях и подвести итог.
Физический диктант даёт возможность не только оценить знания учащихся, но и оказать им своевременную помощь в изучении физики. А использование современных информационно – коммуникационных технологий позволяет сделать это наглядно и быстро.

Литература
1. Каверин Ю.А. Физические диктанты 7-8 классы/пособие для учителей физики
2. Хугашвили Н.Д. Физические диктанты, Моздок, 2008.
3. Николаева Г.Н. Применение ИКТ на уроках физики. - http://pedsovet.org/forum/member8962.html
4. Солодухина Е.В. Учебно-методический проект "Электронные физические диктанты как форма текущего контроля знаний" - http://festival.1september.ru/articles/564397/

Скачать :

Приложение

Подборка интернет-ресурсов для учителей физики