Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!

 

Сайт переезжает!

 

Обновлённая версия сайта начинает работать

 

по новому адресу:

 

https://sosh1.uodinskoi.ru/

 

 

 

 

 


Впервые о технологии личностно  - ориентированного образования (ЛОО) я услышала на курсах учителей биологии в КИДППО, а затем эта тема обсуждалась на методических советах в школе. Я поняла, что к этому я шла  интуитивно в своей педагогической деятельности. Самым важным, на мой взгляд, является то, что одно из  главных противоречий в образовании между разнообразием интересов и дарований школьников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны легко устраняется, если использовать в работе идеи технологии личностно ориентированного обучения. Конечно, в первую очередь личностно ориентированное обучение осуществляется через урок, так как подсчитано, что учитель за свою жизнь проводит порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч, поэтому, урок недооценивать нельзя.Чем же урок личностно ориентированный урок  отличается от обычного?

Этапы урока:

1.Актуализация: актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы. На личностно ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся, субъектный  опыт учеников, – этот жизненный опыт  и становится предметом анализа, но ему не следует давать оценок – субъектный опыт неподсуден, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика, потому что  он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!

2. Мотивация и целеполагание: мотив – это желание что - либо делать, мотивация – это побуждение к деятельности. При личностно ориентированном подходе стараюсь создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности: я хочу узнать…, я хочу научиться... Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников.

3. Цель – это ожидаемый результат. С позиций личностно ориентированного обучения ученики должны сформулировать цель сами. Приемы самоцелеполагания: формулировка личностно - значимого вопроса: например, в начале изучения темы «Рыбы» я спрашиваю у ребят: чтобы вы хотели узнать о рыбах? Затем спрашиваю их по цепочке – вот и мотив изучения новой темы.

4. Изучение нового учебного материала:примерно ¼ часть урока – до 15 минут на личностно ориентированном уроке создаю условия для усвоения образовательного стандарта. Дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляю «белые пятна» - по ходу изучения нового материала, задаю вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят, то есть присутствует ситуация выбора.

5. Отработка умений и навыков - это условное название, куда входит закрепление и применение знаний. На этом этапе урока применяю индивидуальные задания, их должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей. По биологии для отработки умений и навыков проводятся лабораторные работы – можно использовать  ситуацию выбора и здесь: например, лабораторная работа «Строение клеток живых организмов». Класс делится на 4 группы (по желанию).1 группа готовит микропрепарат кожицы чешуи лука и рассматривает клетки эпителия кожи человека; 2 группа – готовит препарат кожицы листа традесканции и рассматривает клетки соединительной ткани; 3 группа – готовит препарат клетки листа с верхушки стебля элодеи канадской и рассматривает костные клетки жаберной крышки рыбы; 4 группа – готовит препарат клетки листа мха мниума и рассматривает продольный разрез тела гидры. Затем каждая группа получает инструктивную карточку по ходу выполнения работы, делают вывод, а после выполнения лабораторной работы выполняют одно из трёх проверочных заданий (вставьте пропущенные слова; выберите правильный ответ; верно ли утверждение?)

При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение  продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, а для этого я стремлюсь правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности, т. е. создать ситуацию успеха.

6. Подведение итогов урока. На обычном уроке - выставление отметок и домашнее задание. На личностно ориентированном уроке – результат объективный – отметки; субъективный – рефлексия, осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов, ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов деятельности на  уроке и полученного результата. Варианты рефлексии: эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работы? Нравится ли тебе твоя оценка? Рациональная: ученик должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?

Вариантом рефлексии может быть письменный ответ учащихся на вопросы: в какой части работы ты сделал ошибки? над чем тебе ещё надо поработать? как ты собираешься решить проблему: а) разберусь сам б) посмотрю в справочнике, в) спрошу у учителя г) спрошу у знающего ученика. Смог бы ты рассказать изученное на уроке другу? доволен ли ты своей работой?

Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей: обязательной и заданий по выбору учащихся, задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить.

В своей педагогической практике по технологии личностно  ориентированного обучения для себя я определила, без чего  не  может  быть такой урок: без учета индивидуальных особенностей учеников класса, без использования субъектного опыта учащихся, без самостоятельного целеполагания, без ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно, без большого дидактического материала, без создания ситуации успеха, без рефлексии.

Конечно, провести личностно ориентированный урок очень трудно, а вот использовать основные идеи личностно ориентированного обучения на отдельных этапах урока – можно постоянно, и на это способен каждый учитель.

Все ученики разные!  Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы, учителя, должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными!