ВНИМАНИЕ!
Сайт переезжает!
Обновлённая версия сайта начинает работать
по новому адресу:
|
Система организации школьного питания на сегодня имеет следующие нерешенные проблемы:
• определение основных задач и принципов школьного питания (например, следует ли всем детям обеспечить возможность питания в школе),
• определение технологических нормативов и регламентов (типовые меню, сборники рецептур, нормы потребления),
• система профессионального образования (педагогического и технологии питания) не предусматривает подготовку по теме «школьное питание»; школьное образование не предусматривает обучения по теме «питание человека»,
• привлечение всех заинтересованных сторон: управлений образования, Роспотребнадзора, поставщиков питания, учеников и родителей.
• система школьного питания не содержит обратной связи с потребителем (учеником, родителем), что делает фактически невозможным управление этой системой.
Острота двух последних проблем состоит в том, что, несмотря на очевидную важность, они даже еще и не обсуждаются на государственном уровне.
При невозможности посещения родителями школьного пищеблока (по соображениям безопасности и санитарии) родители не имеют конкретной информации о школьном питании, в том числе и положительной.
Учет оценок и пожеланий учащихся (какие блюда нравятся, какие нет) и родителей, их мнений в условиях отсутствия обратной связи с потребителем – невозможен.
В коммерческом общепите потребитель высказывает свое мнение, не ходя в не понравившееся ему кафе. А в школе ученик лишен возможности и времени пойти в другую столовую. Отказ же от питания – вообще худший вариант для всей системы школьного питания.
В условиях, когда мнение самих потребителей детально не анализируется, о школьном питании складывается мифологизированное представление с общими неконкретными формулировками:
• невкусное питание,
• плохая сервировка,
• злоупотребления некоторых работников школьных буфетов (воровство, торговля собственным товаром, несоблюдение норм закладки продуктов, обсчет),
• применение несвежих продуктов,
• использование блюд и продуктов, не подходящих для детей,
• дороговизна школьного питания,
• не дают свежих фруктов.
Часть формулировок зачастую не подтверждается фактами.
Изучение мнений потребителей позволяет конкретизировать проблемы, например, формулировку «невкусно» можно конкретизировать по составу блюд для исключения нелюбимые рецептуры или замены их аналогичными по пищевой ценности.
Пример отсутствия работы с родителями: мамам на родительском собрании в школе не рассказывают, что за 34 рубля школьный обед даже дома не приготовишь, те не дают денег, а дети не берут обед в школьной столовой за все время с 8:30 до 14:00 (а после этого еще и факультатив). Так отсутствие обратной связи с потребителем ежедневно ухудшает здоровье детей.
Вывод: государственный технологический контроль школьного питания обязательно должен дополняться потребительским контролем.
Подсистема обратной связи технически может быть организована на основе бумажной или безбумажной (компьютерной) технологии.
Задача системы: организация получения информации о качестве услуг питания для принятия управленческих решений поставщиком питания и организатором питания.
СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Оценки питания. Фактически поставляемое питание оценивается непосредственными потребителями (питающимися в школьной столовой учениками и учителями). Практически возможно проводить ежедневную оценку лишь на выборке питающихся до 20 человек из каждой категории. Оценка выставляется самим питавшимся непосредственно после питания. Ежедневная оценка по конкретному меню позволяет регистрировать потребительские предпочтения, а презентативность опроса и его документирование – обеспечивает объективность оценки.
Оценку следует давать как основному питанию (комплексы блюд в столовой), так и дополнительному (буфетная продукция)
Анкетирование. Проводится среди питающихся по инициативе администрации школы, регулярно (один-два раза в месяц). Темы и вопросы анкет составляются для оценки тех сторон питания, которые выходят за рамки оценки блюд: чистота в столовой, вежливость персонала, полнота порций, холодные ли блюда, успевают ли поесть, пожелания по новым блюдам, размеру порций и другие.
Анкета не должна требовать много времени на ответ (содержать от 4 до 6 вопросов), так чтобы на нее можно было ответить на малой перемене.
В случае особых обстоятельств (резкого колебания качества питания) следует проводить неплановое анкетирование для фиксации аномалии в питании.
Наличие типовых анкет («Общая анкета удовлетворенности питанием» и подобные) на уровне района (региона) дает возможность оценить состояние питания в целом по региону, а также провести структурный анализ. Набор анкет можно использовать в плане работы по питанию на учебный год.
Обращения (жалобы и предложения). Подаются учениками и родителями (как законными представителями). Поступающие обращения обязательно регистрируются (ни одно не должно остаться без ответа). При регистрации производится категорирование обращения: вид, тема, источник; назначается ответственный за разбор ситуации и срок ответа. Результат разбора ситуации регистрируется на «Обращении» и доводится до потребителя. Для организации подачи «Обращений» устанавливаются и доводятся правила подачи, оформляются бланки и обеспечивается их наличие рядом со столовой, а также на родительских собраниях.
Отсутствие обращений регистрирует отсутствие работы с потребителем.
Особенности компьютерной реализации
Организация компьютерной подсистема обратной связи позволяет значительно улучшить качество связи с потребителем. На деле лишь компьютерная система связи с потребителем школьного питания может стать действительно регулярной и, следовательно, достоверной. Практика показывает, что ручное анкетирование проводится не чаще раза в четверть, а для достижения презентативности требуются значительные трудозатраты.
Центр подготовки и обработки данных следует организовать на рабочем месте ответственного по питанию школы для решения следующих задач:
• подготовка бланков «Анкет», «Оценок» и «Обращений»,
• ввод полученных данных в базу данных,
• получение итоговых отчетов по состоянию питания.
С привлечением компьютерной техники возможно выполнять и дополнительные задачи:
• проведение самого анкетирования и выставление оценок самим питающимся в киоске данных (на тачскрин-мониторе), что исключает необходимость последующего ручного ввода и повышает интерес учащихся,
• ввод оценок, анкет и обращений с домашнего компьютера через Интернет с передачей результатов анкет в электронном виде в школу,
• передача итоговых данных школы в орган управления для районного (регионального) мониторинга питания.
ДОСТИГАЕМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА:
• у Заказчика и Исполнителя появляется реальная возможность получать объективное измерение качества работы пищеблока школы,
• наличие системы контроля приводит к росту качества работы персонала (пищеблока) и уменьшению вероятности злоупотреблений,
• питающиеся (и родители) вовлекаются в процесс организации питания, что приводит к актуализации темы здорового питания, конкретизации проблем и дает возможность вырабатывать конкретные предложения по улучшению питания,
• получаются объективные данные по потребительским предпочтениям,
• создается возможность управлять системой питания не только путем планирования, но и путем выработки оперативных управленческих решений.
Дополнительным «бонусом» является возможность привлечения учащихся к практической работе по прикладной социологии.
Системы масштаба школы могут быть использованы как «терминалы» в составе системы регионального (районного) мониторинга. Пользователями такой системы являются: управление образования и государственный орган санитарного контроля. Сбор информации от подведомственных организаций может выполняться электронно.
Технические возможности реализации
компьютерные средства имеются в каждой школе,
доступ в Интернет имеется у каждой школы, что может быть использовано для организации получения «Анкет», «Оценок» и «Обращений» с домашних компьютеров учеников и электронной выгрузки данных для системы районного мониторинга,
имеются готовые к использованию тиражные компьютерные программы, реализующие специфические функциональные возможности ведения базы данных «Анкет», «Оценок» и «Обращений».
Выводы
важность потребительской оценки качества питания очевидна для построения удовлетворительной системы школьного питания,
предлагаемая система потребительского контроля качества питания не отменяет, а дополняет существующую систему технологического контроля школьного питания,
на сегодня имеется полная техническая возможность реализации такой системы в компьютерном варианте, требуется лишь воля школьной администрации.