Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Необходимость организации системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении учащихся и учителей, но и реализации основной цели – повышении качества образования.

 

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков. Это, в первую очередь, использование управляемых факторов, не требующих дополнительных финансовых затрат:

• использование эффективных методов обучения;

• реальная разгрузка содержания общего образования;

• повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

• улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

• рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

 

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников в каждом образовательном учреждении формируется в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения, выявленных в ходе анализа этой деятельности по 10 основным параметрам:

1. Материально-технические условия:

• соответствие здания и оборудования требованиям, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т. д.;

• требования к освещенности классных помещений;

• организация занятий (в одну/две смены);

• спортивный зал (спортивный инвентарь), спортивная площадка;

• школьная столовая;

• соответствие школьного здания и школьной территории требованиям техники безопасности.

2. Кадровое обеспечение:

Врач, медсестра, психолог, логопед, стоматолог.

3. Медицинское обслуживание:

• медицинский кабинет;

• стоматологический кабинет;

• профилактические осмотры;

• картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению;

• профилактика острых заболеваний;

• профилактика близорукости;

• коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. Двигательная активность и физическое развитие детей:

• динамические паузы;

• спортивные секции (охват учащихся);

• занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям;

• массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

5. Организация питания:

• приготовление горячей пищи;

• буфетная продукция;

• сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно свежие овощи и др.).

6. Учебные нагрузки:

• расписание;

• продолжительность уроков;

• продолжительность перемен;

• продолжительность учебной недели;

• дозировка домашних заданий.

7. Обучение здоровому образу жизни:

Беседы, факультативы для девочек, мальчиков по вопросам гигиены, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным проблемам.

8. Превентивные меры:

• запрет употребления спиртных напитков и курения;

• запрет употребления и распространения наркотических веществ;

• контроль пропусков уроков;

• наличие учащихся, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних;

• профилактика травматизма;

• профилактика ДТП.

9. Педагогический коллектив:

• профилактические осмотры (1 раз в год);

• участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях.

10. Взаимоотношения с родителями:

• беседы, родительские собрания, направленные на содействие укреплению здоровья;

• участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях;

• индивидуальная работа.

Приоритетными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:

 

Учебно-воспитательная работа:

• соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;

• организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;

• составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;

• строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам;

• создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;

• контроль за правильным использованием технических средств обучения:

• организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;

• организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп.

 

Диагностическая работа:

• осуществление медико-педагогического мониторинга учащихся (плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений);

• выяснение роли природно-климатических, биологических (наследственных) и социально-экономических условий и факторов в процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;

• создание "паспорта здоровья" учащегося с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности;

• осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);

• проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;

• анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.

 

Профилактическая и коррекционная работа:

• формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;

• мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация);

• контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;

• контроль за состоянием рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;

• контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы;

• оснащение необходимым сантехническим оборудованием туалетов, учитывая разность возрастного контингента учащихся;

• оснащение медицинского и стоматологического кабинетов оборудованием, лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами;

• контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов),

 

Опытно-экспериментальная и научно-методическая работа:

• повышение грамотности учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся;

• скорейшее внедрение результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику образовательного процесса ;

• научное исследование уже имеющихся авторских учебных программ и пособий с целью внедрения оптимальных для школы программ в образовательный процесс;

• контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;

• разработка новых авторских программ, методик и методов для учащихся младших, средних и старших классов; экспериментальное внедрение и анализ полученных результатов;

• проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся;

Информационно-просветительская работа:

• использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (выступления по школьному радио, публикации в газете, организация лекций, семинаров, проведение «Дней здоровья»);

• использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);

• осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.